Отечество казачеством скреплённое!

Отечество казачеством скреплённое.

Казачество на Руси и его роль в собирании русских земель.

         Русское государство, как известно, формировалось (складывалось), как теперь принято говорить, в окружении многих конкурентов: этносов и народов. Посему по всем границам государства выстраивались временные поселения - форпосты, вначале стихийные, для самозащиты проживающих на этих пограничных землях вольных (и беглых) людей – казаков, от набегов кочевников.

C развитием и расширением Московской Руси организованное (структурированное) казачество хотя и не просто, постепенно,

гармонично и не очень вписалось в служение и расширение территорий государства Российского!

 Эти вольные люди и в то же время организованные в военные поселения, закалённые в боях и походах с неприятелем, с молоком матери впитывали такие священные понятия как: «пострадать – погибнуть за други своя». Такие священные отношения, постепенно, переросли в патриотизм и это были первые, в своём своеобразии, организованные патриоты Отечества Российского. Впоследствии их воинский призыв-клич: «За волю, царя и Отечество». воплотился в присягу на верность Русскому государю!

 Разумеется, появление, становление и развитие казачества – это не простой и очень не однозначный процесс. Казаки неразрывно связаны с историческими «штормами» и смутами в истории государства.

Вся история России, от её начала и до сегодняшних дней, является примером трагического и славного героического прошлого нашего Великого народа и государства.

К 1552 году, в царствование Ивана Васильевича IV (Грозного), казачество на реке Дон сложилось в устойчивое военное сообщество. Царём Иваном Васильевичем IV, было принято решение привлекать, нанимая казаков целыми отрядами, к войнам и охране южных границ государства.

И уже с 1570 года, посовещавшись с боярской Думой, почал посылать казакам денежное довольствие – жалование, за защиту южных границ Московского государства. В официальном обращении к царю казаки именовали себя не иначе как «царскими холопами» по примеру князей и бояр! К слову сказать, что простолюдины называли себя сиротами.

Донская вольница установила себе свою казачью символику, по преданиям на первом гербе был изображён, на красном поле, всадник на чёрном коне. Со временем герб был изменён на оленя поражённого стрелой, это означало уязвлённое, оскорблённое благородство.

Не сразу, постепенно образовался центр этой донской вольницы «республики» на стыке двух рек Донца и Дона. Это был посёлок - остров со своеобразным названием Раздоры. Были и другие городки все они имели тесные взаимоотношения и переписку. Сначала было Низовское Войско, которое в последующем соединившись с « верховыми» казаками, образовали Великое Войско Донское.

Высшим органом власти в Войске был казачий круг, который избирал атамана со своими атрибутами на не зазнайство. Атаман избирался на один год и ему избирали двух помощников, есаулов.

На время боевых действий избирали и атамана и всех вожаков, которые наделялись властью непререкаемой, с правом казнить за непослушание. За употребление спиртных напитков в походе предписывалась смерть!

Главными преступлениями казаки считали измену, трусость, воровство, убийство своего казака, за нарушение топили («сажали в воду»). Веротерпимость в Войске была невиданная, среди православных казаков в большинстве своём, так же жили мусульмане: татары, и турки, были и староверы и др. Жили компактно, разноверы несколько отдельно, но полноценно участвовали во всех делах, боях и походах! Ересь и секты отвергались напрочь.

Многожёнство у казаков не приветствовалось, но брак легко заключался и также не проблемно расторгался.

Не было ни одних военных действий, в которых бы не участвовали казаки: это поход на Казань (19551 – 52 г.г.) и присоединение Астраханского ханства (1556 г.). Не стояли особняком казаки и в боевых действия Московии против Крымских татар. Казаки были ударной силой Ивана Васильевича и в Ливонской войне (1559г.), при обороне Пскова от Поляков (1581г.).

Особым событием земли Русской, стало присоединение Сибири, одним из атаманов Войска Донского, Ермаком Тимофеевичем в 1582 году, по существу, почти удвоение территории Московской Руси! Это положило начало новым открытиям и присоединениям, закреплению России на тихоокеанских берегах Сибири, Дальнего Востока, Чукотки, Аляски и др.

Фактически, казаки были основной организованной ударной силой при собирании и присоединении земель к Русскому государству. Они являлись той активной частью гражданского общества, которая живо реагировала на неадекватные действия властей, в том числе и царя.

Они смело брались за оружие, когда власть принимала откровенно враждебные и разрушительные для страны и народа решения. Такие действия отразились в восстаниях: Булавина, И.И. Болотникова, С.Т. Разина и Е.Т. Пугачёва.

          Активная и не однозначная роль казачества проявилась и в смутное время и по его завершении. Не последнюю роль, если не определяющую сыграли казаки в избрании на царство молодого Михаила Фёдоровича Романова, в результате чего смута стала затихать. Действиями правительства казаки возвращались на Дон, царь в своей грамоте обещал им жалование и называл донских казаков Великим войском Донским.

С сентября 1614 года на Дон было выслано царское знамя и сношения с войском Донским велись уже не через Разрядный приказ, а через Посольский. С этого времени донские казаки стали называться царём Великим войском Донским.

 А с 1615 года Великое войско Донское становится субъектом международного права. Между Москвой и Доном определились отношения сюзеренитета-вассалитета, характерные для того времени. При этих отношениях, присяги со стороны войска не требовалось, и свобода за войском оставалась невиданная. Отношения предполагали взаимную верность, вассал при этом должен нести воинскую службу, а сюзерен оказывать всемерную помощь! (для размышления: не такие ли отношения были у русских князей и с монголотатарами!?) Кроме того, с этого же года казакам обеспечивалось право свободных поездок по стране и право беспошлинной торговли.

На Дон стали присылать своих гонцов страны (шах Ирана против Турции и др.) заинтересованные в союзе с ними. К чести донцов-казаков они хранили верность России и ни с одним государством в союз не вступали.

 К тому времени сложилось так, что в начале XVII века появился новый тип казака - универсального воина, одинаково способного участвовать в морских набегах, сражаться на суше в конном и пешем строю, прекрасно знающего фортификацию, минное и подрывное дело.

Конечно, самостоятельность и своеволие казаков осложняли отношения России по ранее заключённым договорам с Турцией и Крымским ханством.      

Московское правительство нуждалось в наличии союзов с Турцией и Крымским ханством против Польши, а донские казаки именно в это время по Азовскому и Чёрному морям, через Босфор грабили и разоряли турецкие и татарские улусы и крепости. Из-за этого с 1625 года отношения между сторонами Дона и Москвы ухудшились.

Казаки временно прекратили набеги и в 1632 году приняли активное участие в войне Московского правительства с поляками и отношения полностью восстановились.

В это же время происходит соединение казаков верховья («верховцев) и низовья («низовцев») Дона. Таким образом, произошло усиление - объединение казачества в одно крупное венное, со своими признаками государственности, образование.

Конечно, это объединение казачества очень приветствовалось Московской властью, ведь именно с казаками низовья Дона существовали отношения сюзеренитета и вассалитета. Такое объединение способствовало усиление влияния российского правительства на всю южную территорию Дона и приграничные к нему территории!

В небольшом городке Раздоры размещался центральный штаб, где находился войсковой атаман Войска Донского. Именно там собирался Круг и войсковой суд Войска, но уже в 1613 голу штаб – центр перемещается ближе к Черкасску в не большое городище по названием Монастырское!

Войско Донское считалось единственной и непререкаемой властью на верхнем и нижнем доне, оно было признанным самостоятельным государственным образованием Запорожьем, Польшей и Ираном. Система обычаев и запретов, сложившаяся на Дону запрещала ведения расширенного сельского хозяйства, в том числе осваивать пахотные земли. Пожалуй, это было, чуть ли не основной ошибкой Войска Донского, в укреплении государственной самостоятельности занимаемой им территории.

В 1636 году Московское правительство приняло решение строить на южных рубежах государства, так называемую, засечную черту. Она представляла собой огромную по протяжённости линию оборонных укреплений. Это позволяло прекратить постоянные грабительские набеги Крымских татар, но одновременно это было и отгораживанием от казаков! Несмотря, на разъяснения Москвы, у казаков зародилось недоверие. Поэтому на Войсковом круге они решили для утверждения своей Государственности захватить Азов (город – ворота в Азовское и Чёрное моря). Осадой города руководил атаман Михаил Татаринов, а подрывом стен Иван Арадов – мастер подрывного дела. Большую помощь в захвате Азова оказали казаки запорожцы. К середине четвёртого месяца осады Азов был взят и объявлен центром Войска Донского.

 Желая укрепить свою экономическую, да и частично политическую независимость от Москвы, казаки взяли под свой контроль Азовское море и вместе с ним важнейшие торговые пути. Захват Азова и его удержание, с1637 по 1642 годы снискало великую славу Войску Донскому.

Вместе с тем силы казаков были подорваны, лучший состав войска погиб в Азове. Это вынудило их, обратится к царю, «принять под свою Государеву руку город Азов». Московия в это время не могла себе позволить назревавшую войну с татарами и турками.

Несмотря на очень грамотное отражение турецких штурмов и фактически одержанную победу город Азов, по совету Москвы пришлось оставить. Проблемы с удержанием Азова добавило нарушенное единство казаков – низовцев, которые не поддержали этот «предприятие». Всё это позволило усилить присутствие Московской царской власти на Дону.

Стремясь поддержать и укрепить Войско Донское, Москва в 1646 году проводит рекрутирование добровольцев из числа вольных людей на пополнение казачества. Таким образом, Войско Донское было на треть разбавлено вновь прибывшими (новоприборными) казаками. В это время окончательно оформляется на Руси крепостное право и на Дон стали массово поступать вольные люди и скрывающиеся от крепостничества крестьяне.

Вновь образовавшиеся казаки, численность которых резко возросла, материально нуждались в новых походах вопреки требованию Московских властей.

Для сдерживания не санкционированных походов казаков требовались дополнительные денежные поступления, обеспечить которые Москва не могла. 

Внутренние проблемы Войска Донского, возмущение своим угнетённым состоянием крепостных крестьян в Центральной России, создавали предпосылки для выступления казаков против московских властей. В результате произошёл раскол среди донского казачества и потеря Войском Донским установившейся власти на Дону.

Результатом такой неустроенности стала смута С.Т. Разина.

Степан Тимофеевич происходил из известного на Дону казачьего рода. Старший брат его Тимофей был атаманом, рассказывал С.Т. Разин опальному Патриарху Аввакуму: «Брат мой был у нас атаманом и с казаками ходил в поход супротив поляков, в помощь князю Юрью. По окончании похода брат мой оставил долгорукого и повелел казаков на Дон. Мы люди вольные – служим белому царю по нашему хотению, коли казачий круг приговорит. Мы креста никому не целовали на холопство - брат и ушёл с казаками домой, а князь Юрий лихо осерчав на то, обманом заманил к себе брата – и отрубил ему голову».

В апреле  1670 года С.Т. Разин инициировал раскол в  Войске Донском, а в мае приступил к захвату Царицына, Астрахани и других городов, убивая бояр и дворян. Жители городов и сёл примыкали к войску С.Т. Разина, объявляя себя казаками. Повстанцы провозглашали, что они выступают против бояр и дворян, но не против царя.

В первых числах октября восставшие потерпели поражение, а сам атаман тяжело раненный, без сознания бы вывезен на Дон. По настоятельному требованию Московского правительства, казачья верхушка нарушила неписаный закон казаков. «С Дона выдачи нет».

14 апреля верные старейшинам казаки захватили С.Т. Разина и передали его и брата Московскому правительству, в июне их казнили.

После подавления смуты в 1671 году Войско Донское было приведено к присяге (целованию креста) на верность царю Алексею Михайловичу. Присяга – целование креста, казаками рассматривалось как верность служение царю, но не России и выполняли только указания царя, но не бояр.

В дальнейшем, с устройством этих, событий Войско Донское обеспечивало победы России во всех войнах на протяжении 16 лет. Это 1667год замирение Польши, 1675 год замирение крымского хана, Русско-турецкая война 1676-1681г.г., 1687год – разгром крымских татар, под предводительством князя В.В. Голицына. При разгроме крымских татар у речки Овечьи Воды, отличился своей храбростью и смекалкой Донской атаман Фрол Минаев

Этим заканчивается наш, весьма краткий, допетровский период казачества в истории России.

 

 

 

 

 


Комментарии
Нет комментариев
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или войти